суббота, сентября 19, 2009

Шабат шалом!

Молодая и незнакомая мне (финалистка одного из сезонов "Кохав нолад") Мая Ротман с дебютным альбомом. "Халомот" ("Мечты"):



(только звук)

пятница, сентября 18, 2009

С Новым, 5770м, Годом!

Всех читателей, не верящих в толстых стариков в красном, поздравляем с Рош аШана! Желаем мира, здоровья, любви и прочих составляющих счастья! Шана това!

среда, сентября 16, 2009

Ад кама ата руси (блат)?

Коллега И.Г., завезенная в Израиль из СССР в четырехлетнем возрасте, рассказала мне о тесте "Ад кама ата руси?" ("Насколько ты русский?") в Мордокниге. Среди вопросов теста были следующие:

- Назови три основных компонента салата "Оливье"
- В каком магазине ты делаешь покупки?
- Закончи фразу:"Ну заяц ..." и т.д.

С нескрываемой гордостью И.Г. хвасталась, что по результатам теста она получилась "Русия, блат"*.
Обнаружив этот дурацкий тест в Мордокниге, я предложил Д. провериться. Результат превзошел все ожидания:"Руси кавэд, блат".**

*
Русская, бля
** Махровый русский, бля

вторник, сентября 15, 2009

Фолкнер. Избранное.

Последним толчком к чтению Фолкнера послужили для меня интервью с братьями Коэн, часто упоминавших его имя в суе. Оказалось, что у нас дома был его сборник "Избранное", содержащий роман "Шум и ярость" и подборку рассказов. "Шум и ярость" поразил меня своим богатым слогом и миров ощущений, но загнал в угол своим строением и сюжетом. Мой дефицит концентрации восприятия дал о себе знать уже через пару страниц. После нескольких повторных попыток найти путь в тумане повествования я поднял руки и замахал белым флагом. В интернете я нашел немало статей о новаторстве, революционности и огромном значении романа в истории мировой литературы. В тех же статьях упоминались и сложности прочтения текста рядовыми читателями. Так вот, я оказался среди них. Коэны, восхищающиеся Фолкнером, писали о необходимости существования четкого, интригующего сюжета в фильме. Его-то мне и не хватало.
Другое дело, рассказы, которые я многократно цитировал здесь. Изящные, полные юмора и множества мелких деталей, они моментально овладевают твоим вниманием и не дают оторваться. "Полный поворот кругом" - оставил во мне сильнейший отпечаток. Пытаюсь найти его на иврите, чтобы подкинуть вернувшимуся к чтению Д. Высокий класс. Уже заказал в Озоне очередной сборник.

Прообраз Фолкнера-алкоголика на закате его карьеры в коэновском "Barton Fink".

Кавран

В предверии Рош аШана в радиопрограмме Рази Баркаи поднял в эфир пасечника для обсуждения темы качества меда. Рази представил его, как кавран (от слова "кавэрэт" - "улей"), на что тот решительно запротестовал и потребовал обращатся к нему, как двораи (от слова "двора" - "пчела"). Дело в том, что כוורן и קברן - омонимы. Оба звучат как "кавран". Однако, если первый означает "пасечник", то второй - "могильщик".

В тыл

Вчера на встрече с офицером, ответственным за выпускников курса, Д. сообщили, что ввиду отсутствия у него братьев или сестер, его не могут распределить на прохождение практики в боевые части. Д. проболтается два ближайших месяца в одном из армейских медпунктов, где будет мерять солдатам температуру, пичкать их акамолом по причине и без, и разоблачать или поощрать симулянтов, жаждущих желанного "гимель"*. По прежнему не известно к какой части Д. будет прикреплен.

Чу предполагает, что такое отношение к "единственному сыну" в армии** прямое следствие позавчерашней трагедии семьи Рамон. Уже второй день в СМИ интенсивно обсуждается вопрос призыва на боевую службу сыновей погибших родителей.

למה צריך להעמיד את האמהות בכאלה מצבים שוב?", תהה קירש, "יש לשקול בזהירות את הטיפול במצב הזה וייתכן שהגיע הזמן להבהיר לבחורים הצעירים האלה שהם לא ילכו לקרבי, אולי אפילו באמצעות שינוי בחקיקה. ייתכן שמיטב האנשים נמצאים בקבוצה הזאת, אך לצבא בסופו של דבר לא יקרה כלום אם הם לא יתגייסו. לפחות משפחות שלמות לא ייפלו לתוך הבור הנורא הזה, של השכול הכפול". י

"Почему нужно ставить таких матерей (потерявших мужа) снова в такие ситуации" (необходимость отказать сыну в подписи на разрешение службы в боевых частях), задается вопросом Кирш (бывший председатель комиссии кибуцного движения по вопросам безопасности), "необходимо осторожно взвесить отношение к такой ситуации, и возможно, пришло время прояснить этим молодым людям, что они не идут в юоевые части, даже посредством изменения законодательства. Возсожно, что в этой группе находятся лучшие из лучших, но, в конечном итоге, с армией ничего не случиться, если они не будут призваны. Зато целые семьи не попадут в эту страшную яму, двойной утраты."
Газета "hаАрец", 14.9.09

* однодневный армейский больничный, названный так по типу бланка.
** В армии дети погибших и единственные сыновья\дочери имеют одинаковый статус, позволяющий им отказаться от боевой службы. Во время призыва Д. мы были вынуждены подписать согласие на боевую деятельность, имеющую непосредственное отношение к его должности.

понедельник, сентября 14, 2009

שביל קליפות התפוזים

“כשאתה לא נכנע ושומר על הייחוד שלך, גם אם הוא לא באתוס הכללי, זה נורא משתלם לך. זו השקעה יוצאת מן הכלל. הכי נורא שאתה מתבזה בנפש, שאתה מתחזה. אחר כך, כשאתה גדל, ואתה לא חייב יותר את החבר’ה עם ההורה והשירה בציבור – עם מה אתה נשאר? עם זהות שאולה, לא אותנטית. (…) כשאתה שומר על היושרה שלך, זה ממשיך לשמור עליך לאורך החיים, גם בהתבגרות ובהזדקנות – אתה לא מתכחש לגיל שלך, לא מתחזה למשהו אחר.”י

“Когда ты сохраняешь свою уникальность, даже если она вне общего эпоса, это окупается тебе. Это неординарная инвестиция. Самое страшное, опозориться в душе. Потом, когда ты вырастаешь и тебе уже не нужны все эти ребята с хороводами и коллективным пением – с чем ты остаешься? С неподлинной, вымышленной личиной. (…) Когда ты бережешь свою честность, она продолжает беречь тебя в течении жизни, в зрелости и старении – ты не отрицаешь своего возраста, не выдаешь себя за другого.”

“אם יש איזושהי תקווה שעם הגיל תהיה יותר מניפולטור, שתדע להסתדר, שלא יכאיבו לך – זה ממש לא נכון. כל היתרונות שחשבתי בגיל צעיר שיש בזיקנה – שיקול דעת, מיושבות, ניסיון – זה לא עובד. רק בשביל מי שהיה בלתי רגיש ומטומטם גם בגיל 20.”י

אלונה פרנקל (72) בראיון ליוני ליבנה במוסף “ספרות” של ידיעות האחרונות, 21.8.09

"Если существует надежда на то, что с возрастом ты станешь большим манипулятором, научишься устраиваться, избегать боли – это не совсем так. Все преимущества, о которых я думала в молодом возрасте, которые существуют в старости – мудрость, уравновешенность, опыт – все они не работают. Кроме тех, кто и в 20 лет был нечувствительным и тупым."

Алона Френкель (72) в интервью приложению “Литература” газеты “Едиот Ахаронот”. 21.8.09

воскресенье, сентября 13, 2009

The 66th Golden Lion

И хорошая новость. Фильм израильского режиссера и сценариста Шмулика Маоза "Ливан" завоевал Золотого Льва на Венецианском кинофестивале. После "Босфор" и "Вальс с Баширом" - это третий израильский фильм о Ливанской войне (1982 года), заслуживший высокое мировое признание в последние годы.




По случайному стечению обстоятельтв, оказавшийся вечром дома Д. принес из видеотеки "Вальс с Баширом".

Израильская трагедия

Стоя на балконе сотрудницы и наблюдая панораму Иудейской Пустыни, я слышал резкий звук низколятещего истребителя. Прибыв вечером домой, я услышал об ужасной новости, получившей в прессе название "израильской трагедии" - страший сын первого (и единственного) израильского астронавта Илана Рамона, погибшего при приземлении американского космического челнока 1.2.2003, разбился в авиакатастрофе на своем F16 на Южнохевронском нагорье(неподалеку от места нашей сегодняшней экскурсии).
Асаф пошел по стопам отца. Призвался в армию на пилотские курсы, закончил их с отличием и стал летать на той самой модели Ф16, на которой летал отец.
Пытаюсь представить состояние его матери, испытавшая в жизни серию самых высоких взлетов и самых жестоких падений. Ужас.

А еще утром по пути на работу я размышлял с коллегой М. на темы судьбы. Она утверждала, что у каждого судьба предписана заранее, а я говорил, что жизнь полна неопределенности, но каждый выбирает как реагировать на непредвиденные обстоятельства. Как сказала вчера О. Э. на праздновании двадцатилетия ее дочки Р. "человек представляет собой сумму всех своих выборов".
А тут такое.

Гуш Эцион

Сегодня впервые побывал в Гуш Эцион - центр еврейского поселения в Иудее. На территориях. Освобожденных или захваченных, в зависимости от точки зрения. Люди с короткой памятью вспоминают Шестидневную войну и захват арабских территорий. Более дальнозоркие вспоминают еврейские поселения 1927, 29 и 35 годов. Особо любознательные открывают Ветхий завет и находят там “тропы отцов” по которым Авраам вел Ицхака на жертвоприношение, а Давид шел на встречу с Голиафом. Те самые тропы, открывающиеся взгляду любому посетителю учебного центра у въезда в Алон Швут.

ash 011 ash 012ash 013

Я редкий гость за Зеленой чертой. В первую очередь из-за вопросов личной безопасности. Моя сотрудница, живущая в Алон Швут (потерявшая мужа в терракте, на подъезде к дому, 16 лет назад) давно приглашает нас к себе в гости, но мы все время вынуждены отказываться.

На этот раз, после коротких сомнений, было решено воспользоваться приглашением сотрудницы провести еженедельное совещание в ее новом доме и воспользоваться предложением нашего директора провести нам экскурсию по Гуш Эцион, в истории которого он сыграл небольшую, но важную роль (он был одним из основателей йешивы и поселения Алон Швут).

ash 001

Пережив некоторый дискомфорт во время поездки из иерусалимского офиса за Зеленую черту мимо арабских деревень, знакомых мне по сводкам новостей, (всю дорогу перед нами ехала армейская машина, в открытом кузове которой, солдаты сопровождали арестованного палестинца с завязанными глазами) мы попали в пасторальную и очень зеленую деревню, населенную поселенцами в кипах и длинных юбках и множеством детей. (Четверо детей в здешних семьях считается малочисленным.) Школьным звонком в местном учебном заведении служила мелодия из "Mission Impossible", словно подчеркивая трудности воспитательной работы.

ash 002 Наш начальник с особой любовью и сентиментальностью знакомил нас с местной йешивой, в числе первых выпускников которой он состоял и от которой стал развиваться поселок Алон Швут, насчитывающий сегодня более 3300 человек. Нашему взору открылся красивый учебный центр, состоящий из религиозного колледжа:

ash 015 (союз Торы и науки)

и бейт амидраш:

ash 016 Находясь в таком месте было невозможно избежать разговоров о политике и о будущем поселений. Местные жители говорят о том, что строительство в поселениях уже давно заморожено. Из четверых женатых сыновей нашего начальника только один получил разрешение на строительство. Трое других, уроженцы этих мест, живут со своими семьями в караванах.

Перед расставанием, другой мой коллега пригласил нас с визитом в арабские поселения Вади Ара, чтобы познакомиться с историей израильских арабов. Для полноты картины. Приглашение было принято всеми присутствующими.

ash 014