суббота, октября 15, 2011

Универсальный симптом

Кайзер* рассказывает историю Вальтера, своего однокашника по медицинскому факультету, который в самом разгаре своей учебы сыграл роль в любительском спектакле, после чего "заболел" театром У него был несомненный талант, и он подумывал о том, чтобы оставить медицину и посвятить жизнь профессии актера. Но насколько он был талантлив? Мог ли стать великим актером? В мучительных поисках решения Вальтер обращался за советом к одному эксперту и другим. Кайзер видел страдания друга; внезапно ему пришло в голову, что Вальтер ожидает невозможного. Он стремился не просто узнать чье-то мнение. Он хотел много большего – чтобы кто-то другой взял на себя ответственность за его решение.
"В дальнейшем Г. (то есть Кайзер) мог наблюдать, как Вальтер медленно, шаг за шагом, приближается к открытию того, что ничье мнение, ничей совет ни на шаг не приближают его к решению, которое он должен принять. Он сочувствовал борениям Вальтера и всегда был готов обсуждать с другом бесчисленные "за" и "против", потенциально значимые для предполагаемого жизненного шага. Однако всякий раз после того, как были прослежены возможные последствия, оценены шансы, взвешены факторы, скрупулезно проанализирована информация и недоставало только конечного вывода, они погружались в глубокое, мучительное молчание. Г. чувствовал невысказанный вопрос Вальтера: "И что ты теперь думаешь?"
То, с чем встретился Вальтер и что его пугало, было глубоким человеческим парадоксом: мы жаждем автономии, но отвергаем ее неизбежное последствие – изоляцию. Кайзер называл этот парадокс "врожденной ахиллесовой пятой человечества" и утверждал, что мы невероятно страдали бы от него, если бы не скрывали его от себя с помощью некоего "магического фокуса", приема, направленного на отрицание изоляции. Этот "магический трюк" и есть то, что Кайзер называл "универсальным симптомом", – защитный механизм отрицания изоляции путем растворения границ Эго и слияния с другим. Выше, обсуждая человеческую жажду конечного спасителя, я говорил о слиянии, или единстве, как защите от тревоги смерти. Кайзер напоминает: изоляция и таящаяся за ней пустота (на которую он, правда, не указывает явным образом) представляют для нас мощный побудитель к слиянию с другим.

И.Ялом. Э.П.


*  Хельмут Кайзер (Helmuth Kaiser)
Принятие ответственности для Перлза означает, что пациент должен взять на себя ответственность за все свои чувства, включая неприятные, часто проецируемые на других.
"Мы не готовы принять ответственность за свою критичность, поэтому, проецируем критицизм на других. Мы не хотим принять ответственность за свою пристрастность, поэтому проецируем ее вовне и затем живем со страхом отвержения. Одна из самых важных наших ответственностей – за то, чтобы принять ответственность за свои проекции и стать тем, что мы проецируем".
После того, как мы возвращаем себе все прежде отвергнутые части самих себя, наше проживание жизни становится богаче: внутри себя и внутри своего мира мы чувствуем себя "дома".
"Несомненно, принятие ответственности за свою жизнь тождественно богатству проживания и способностей. И что я надеюсь осуществить это... привести вас к пониманию того, как много вы выиграете, приняв ответственность за каждую эмоцию, за каждое ваше движение – и сбросив с себя ответственность за всякого другого..."
Сбрасывание "ответственности за всякого другого" чрезвычайно важно для психотерапевта. Перлз остро сознавал усилия пациента манипулировать другими, особенно терапевтом, для того чтобы они взяли на себя заботу о нем.
"Перед терапевтом стоят три непосредственные задачи. распознать, как именно пациент пытается получить поддержку от других, вместо того чтобы стоять на собственных ногах, избежать "втягивания" и заботы о пациенте, понять, что делать с манипулятивным поведением пациента".

И.Ялом. Э.П.

2 дуэта, 1 Клептон


"Что касается темы ответственности, то никто из сторонников активного терапевтического стиля не был энергичнее и изобретательнее Фрица Перлза. Базовая идея, лежащая в основании подхода Перлза, состоит в том, что избегание ответственности должно быть признано и лишено привлекательности.
"Пока вы боретесь с симптомом, он усугубляется. Если вы принимаете ответственность за то, что делаете с собой, за то, как порождаете свои симптомы, как порождаете свою болезнь, как порождаете свое существование, – в тот самый момент, когда вы входите в контакт с собой, – начинается рост, начинается интеграция".
Перлз был остро чувствителен к использованию (или избеганию использования) пациентом первого лица и к любым переходам от активного тона к пассивному:
"Мы слышим пациента вначале деперсонализующим себя в неодушевленный предмет, в это,* а затем становящимся пассивным объектом воздействия превратностей своенравного мира. 'Я сделал это' превращается в 'Это случилось'. Я вижу, что вновь и вновь должен прерывать людей, предлагая им вступить во владение самими собой. Мы не можем работать с чем-то, что происходит где-то в другом месте и случается с кем угодно. И потому я прошу их найти свой путь от фразы "Это занятой день" к фразе "Я все время занят", от "Это получается долгий разговор" к "Я много говорю". И так далее".

После того, как Перлз устанавливал присущие данному пациенту способы избегания ответственности, он побуждал его вновь вернуться от беспомощности к нежеланию, а также брать на себя ответственность за каждый жест, каждое чувство, каждую мысль. Иногда Перлз применял структурированное упражнение "Я беру ответственность":
"Мы предлагаем пациенту к каждому утверждению добавлять: "...и я беру ответственность за это". Например: "Я сознаю, что двигаю своей ногой... и я беру ответственность за это". "Мой голос очень тих... и я беру ответственность за это". "Теперь я не знаю, что сказать... и я беру ответственность за незнание".

Э.Ялом. Э.П.
Какую позицию содействия может занять терапевт? Мазер предлагает терапевту пытаться помочь пациенту осознать процесс выбора:
"...Это функция аналитика – указать пациенту на то, что тот находится в процессе решения, предпринимать ли конкретное действие; тем самым он ясно очерчивает ответственность пациента за свое будущее. Таким образом, пациент получает шанс сделать выбор между невротической вынужденностью и ответственной свободой. Если он способен выбрать ответственную свободу, то сумеет пробить первую брешь в своей невротической структуре".
Иными словами, терапевт концентрируется на усилении сознавания пациентом того факта, что (нравится ему это или нет) он стоит перед выбором и не может избежать этой свободы.

И.Ялом. Э.П.

пятница, октября 14, 2011

Шабат шалом!

Немного оптимизма в эти праздничные дни.
"Мофа аарнавот шель Доктор Каспер" ("Представление зайцев доктора Каспера") - "аКоль иие беседер" ("Все будет в порядке")

Кто ходит в море по утрам …

 

тот поступает мудро.

IMG_1036

IMG_1039

IMG_1041

IMG_1042

IMG_1047

IMG_1052

IMG_1056

IMG_1062

IMG_1065

IMG_1071

IMG_1078

IMG_1079

IMG_1080

IMG_1082

IMG_1084

IMG_1086

четверг, октября 13, 2011

Пока не начался джаз

Слушая антологию "Аквариума" неожиданно для себя услышал чистой воды джаз:



и

среда, октября 12, 2011

Here and Now

Попытки терапевта анализировать рассказ пациента, демонстрируя его ответственность за жизненную ситуацию, нередко "теряются в песках". Например, пациентка вполголоса скажет: "Все это замечательно. Ему хорошо сидеть здесь в комфортабельном кабинете и говорить мне, что я сама себя в это загнала. Но он по-настоящему не знает, какая садистская скотина мой муж" (или "какой у меня ужасный шеф", или "насколько действительно непреодолима моя компульсивность", или "что такое на самом деле мир бизнеса", или еще какая-нибудь из неограниченного количества непреодолимых проблем). Этому сопротивлению нет пределов, поскольку, как знает каждый опытный психотерапевт, пациент отнюдь не является объективным наблюдателем своих жизненных перипетии. Пациент может использовать экстернализующие механизмы защиты или массу иных способов искажать факты так, чтобы они соответствовали его ожиданиям. Поэтому лишь в редких случаях терапевт может успешно стимулировать принятие ответственности, имея дело с пересказываемой информацией.

Эффективность терапевта значительно возрастает, когда он работает с материалом, манифестируемым в "здесь-и-сейчас" терапевтической ситуации. Сосредоточиваясь на возникших в процессе терапии переживаниях, к которым он сам причастен, терапевт может помочь пациенту в исследовании ответственности за проявляющееся "на глазах" поведение – еще до того, как оно в результате действия защитных механизмов потеряло отчетливость и доступность непосредственному наблюдению. Терапевтическое воздействие намного усиливается, когда терапевт фокусируется на инциденте или аспекте поведения, обнаруживающем очевидную близость с проблемой, приведшей пациента на терапию. 

И.Ялом. Э.П.

חג סוכות שמח!

Хаг Суккот самеах, иудеи!


Мы традиционно воздерживаемся от проживания в сукке (шалаше) в силу восемнадцатилетнего скитания по съемным квартирам, чем заработали себе льготы на не один десяток суккотов вперед. Но праздничный стол еще никто не отменял.
Решение украинского суда о присуждении 7 лет Ю.Тимошенко перечеркнуло всякие надежды на нормализацию жизни в Украине и чувство глубокого отчаяния в наших с Чу сердцах.

Гильад Шалит

Банк Правительство Израиля опубликовало новый курс шекеля к палестинской пиастре еврейской жизни по отношению к палестинской: 1 евр(ей) = 1027 палестинцев. Новый курс вызывает серьезные опасения по поводу национальной безопасности. 
Вместе с тем, мы очень рады долгожданному, но очень непростому  решению Биби.

понедельник, октября 10, 2011

Пизделох и Сэлинджер

В отличие от переписки, анализ ключевых слов, вывевших случайных посетителей на мой блог не поддается простой категоризации. Например, сегодня на мои берега вынесло пять представителей четырех стран с двух континентов, набравших в гугле слово "пизделох". А еще двух украинцев: одного  в поисках "Old Marty was like dragging the statue of liberty around the floor", а другого по следам "the one ugly one, Laverne, wasn't too bad a dancer, but the other one, old"
Куда катится мир?
Содержание сообщений, получаемых мною по эл. почте от старших родственников чаще всего относится к одной из трех жизненоутверждающих категорий:

- какие евреи\израильтяне умницы ("наш ответ антисемитам!")
- какие арабы тупицы ("теперь вы нас понимете?!")
- какая жизнь в СНГ непутевая ("как хорошо, что мы оттуда дернули!")

Шував

После лекции в Хават аШомер ко мне подошла командирша и спросила не являюсь ли я отцом Д.. Пришлось колоться. Оказалось она его одноклассница. До армии она посвятила год волонтерской работе - "шнат ширут", поэтому ее дембель совпадает с Д. 

Я не выдержал и спросил о том, каким она помнит Д. по школе. 

- Шував*, - просто ответила она. И тут же добавила, что ничего отрицательного не имела в виду.

Утром, по пути на подшефную базу я подбросил шувава на перекресток Голани (100 км на север). Идея качественного времени с сыном в пути не удалась. Стоило нам выехать со стоянки под домом, как Д. тут же погрузился в качественный солдатский сон. Моими единственными собеседниками были ведущие армейской радиостанции.

* проказник