суббота, ноября 19, 2011

Начало

 

IMG_1296

Риск — очень ароматная специя

для блюда человеческой жизни.


Х.Мураками. 1Q84

IMG_1292

пятница, ноября 18, 2011

Шабат шалом!

Вся неделя прошла в джазовом ритме. Поэтому будет абсолютно естественно предложить вам сегодня вещь из нового альбома джазового квартета Third World Love - "Songs and Portraits". 


Экзистенциальный Мураками

— Ты хочешь сказать, если мне так нравится математика, какого лешего напрягаться с писательством? Ковырялся бы в своих цифрах и горя не знал — ты об этом?
Она кивнула.

— Ну, видишь ли... Настоящая жизнь не похожа на математику. События в ней совсем не обязательно текут по кратчайшему пути. Для меня в цифрах, как бы лучше сказать, слишком много неизменной Природы. Все равно что красивый пейзаж. Ты просто сидишь в нем, и все. Менять ничего не требуется, да это и невозможно. Но если сидеть в этом пейзаже слишком долго, кажется, будто сам становишься призрачным, бестелесным. И это путает...
 
Фукаэри глядела на Тэнго в упор. Так заглядывают в окно опустевшего дома, приникая к стеклу и пытаясь разобрать, что внутри.
 
— А когда пишешь,— продолжил он,— ты при помощи слов подстраиваешь окружающие пейзажи под себя, перекраиваешь под свою собственную природу. Реконструируешь, так сказать. И благодаря этому можешь убедиться в том, что ты есть. Что все-таки существуешь на этом свете... И здесь уже совсем другая работа, нежели с цифрами.
 
— Убедиться-что-ты-естъ,— механически повторила она.

(...)

Однако сейчас, когда перед ним сидела семнадцатилетняя девчонка, он чувствовал в сердце странную дрожь. Ту же, что ощутил при виде ее фотографии, только сильнее. Эта дрожь не походила ни на романтическую влюбленность, ни на сексуальное влечение; здесь было нечто иное. Нечто совсем иное просачивалось через узенькую дверную щель в душу Тэнго, заполняя зиявшую там пустоту. По крайней мере, так ему казалось. И пустоту эту породила не Фукаэри. Пустота была в нем изначально. А Фукаэри в кои-то веки включила свет, чтобы он смог увидеть масштабы своего запустения.

Х.Мураками. 1Q84

четверг, ноября 17, 2011

Florence + The Machine

Обратил внимание на то, что упоминание слово "дешево" и его производных в названии или рекламе бизнеса или услуги, вызывает у меня ассоциацию с "некачественным" или "второсортным" с последующим отторжением.

Novocaine For The Soul ...

You better give me something
To fill the hole

 E.

В рамках экзистенциального проекта, постепенно поглощающего страницы этого журнала, предлагаю послушать кумира моего недавнего прошлого, тексты которого вполне соответствуют духу Беккера и Ялома:

Негев

Сегодня снова ехал из зимы в лето. В Кфар Сабе был ливень и холод. На пятидесятом километре дождь сменился пасмурностью. В районе Кирьят Гата очистилось небо. А каких-то 150 км от дома пришлось снимать кофту и одевать солнечные очки.

IMG_1266

Бедуины превращают солнечную энергию в кофе

IMG_1270

Олени здесь не ходят

IMG_1268

IMG_1273

IMG_1276

IMG_1280

IMG_1281

IMG_1283

IMG_1285

IMG_1286

IMG_1288

В пустыне обнаружилось несметное множество назойливых мух, обделенных мужским вниманием. Причем они были повсюду, даже там, где не ступал солдатский ботинок.

После обеда я вернулся разгоряченный в родную деревню. Войдя в короткой футболке в супермаркет я почувствовал себя пляжником на лыжном курорте. В магазине преобладали куртки, а за окном напрашивался дождь.

среда, ноября 16, 2011

Никакие отношения не могут уничтожить изоляцию Каждый из нас одинок в существовании Однако одиночество можно разделить с другим таким образом, что любовь компенсирует боль изоляции. "Великие отношения, – говорит Бубер, пробивают брешь в барьерах возвышенного уединения, смягчают его суровый закон и перебрасывают мост от одного самостоятельного существа к другому самостоятельному существу через пропасть страха вселенной". 

И.Ялом. Э.П.
Переживания, возникающие тогда, когда человек остается один и повседневные ориентиры внезапно утрачиваются, обладают способностью вызывать чувство жути – чувство не-домашности мира. Заблудившийся путник; лыжник, внезапно обнаруживший себя не на лыжне; водитель, который в густом тумане больше не видит дорогу в таких ситуациях человека нередко охватывает в страх независимо от присутствия физической угрозы. Это страх одиночества – ветер, дующий из собственной внутренней пустыни – ничто, находящегося в сердцевине бытия. 

И.Ялом. Э.П.

А в это время на крайнем юге

В офисе проекта в кибуце на крайнем юге

IMG_1262

Вид на ночную иорданскую Аккабу из кибуцных ворот:

IMG_1263

IMG_1264

эффект: дрожащая рука

Дефамилиаризация


Мы конституируем не только себя, но и мир, формируемый так, чтобы скрыть, что он конституирован нами. Экзистенциальной изоляцией пропитано "тесто вещей", субстанция мира. Но столько слоев житейских артефактов, каждый из которых насыщен личным и коллективным смыслом, скрывают ее под своим спудом, что мы обычно переживаем только мир повседневности, рутинных действий, мир "их". Мы как бы "дома", мы окружены стабильным миром знакомых объектов и институций, миром, в котором все объекты и существа связаны и взаимосвязаны множество раз. Нас успокаивает ощущение уюта, принадлежности к чему-то знакомому; изначальный мир безграничной пустоты и изоляции спрятан и погружен в безмолвие, давая знать о себе лишь краткими проблесками в ночных кошмарах и мистических видениях.
Однако бывают моменты, когда порывом ветра на мгновение приоткрывается занавес реальности, и мы мельком бросаем взгляд на оборудование за сценой. В эти моменты – знакомые, я полагаю, каждому саморефлексирующему индивиду происходит мгновенная дефамилиаризация, когда из объектов вырываются смыслы, распадаются символы, и человек срывается с якорей "домашности".
И.Ялом. Э.П.

Аэродром Сде Дов, Тель Авив

 

IMG_1257

Ходил с отцом на прием к профессору-хирургу. Как и у предыдущего профессора-онколога у этого тоже были черные подтяжки, поддерживающие профессорский живот. Вероятно их выдают вместе с должностью. 
В конце визита профессор бросил отцу ободряюще:"Не волнуйся, это только первые сто лет тяжело."

вторник, ноября 15, 2011

Прикладной экзистенциализм

Начал практиковать экзистенциализм на детях. Предложил двенадцатиклассникам  выбрать место на диагональной линии, в одном конце которой -  позиция “я ответственный за все, что со мной происходит”, а в другом – “я не несу никакой ответственности за свою жизнь”. Двое парней заняли крайнюю первую позицию. Остальные расположились между ними и центром. Еще двое не могли найти себе места и все время двигались между двумя группами.

Потом было интересное обсуждение темы ответственности и личных жизненных позиций участников.

В свете успеха эксперимента решил повторить его в остальных выпускных классах в преддверие сложных и судьбоносных решений, которые им предстоит принять в течении этого года.

IMG_1256 

На встрече с десятиклассниками умудрился бросить чересчур энергичной девочке с ампутированной по локоть рукой:”Возьми себя в руки!”. И тут же осекся. Другая девочка сразу поправила:”Возьми себя в руку.” Извинился и попросил другую девочку больше так никогда не шутить. 

Кфар Ароэ

IMG_1251

IMG_1254

Б. vs П. 2

Большинство экзистенциальных терапевтов, по сравнению со сторонниками других школ, склонны меньше фокусироваться на прошлом, а больше – на будущем, на предстоящих решениях и ожидающих впереди целях. Когда экзистенциальный терапевт работает с виной, это вина не за плохо сделанный выбор, а за отказ делать новые. Человеку чрезвычайно трудно освободиться от вины за прошлое, если его нынешнее поведение провоцирует вину. Мы прежде всего должны научиться прощать себя за настоящее и будущее. До тех пор, пока мы продолжаем действовать по отношению к собственному "я" в настоящем так же, как действовали в прошлом, мы не можем простить себя за прошлое. Но в любом случае при работе с прошлым важно, чтобы индивид не брал на себя непомерной ответственности. Единственное, что важно соблюдать, – категорический императив для ответственности: то, что истинно для одного в отношении ответственности, истинно для всех. Многие люди берут на себя чрезмерную ответственность и вину за действия и чувства других. Пусть пациент действительно совершил проступок или преступление по отношению к кому-то, тем не менее существует также область ответственности другого, допустившего, чтобы пациент причинил ему вред, проявлял пренебрежение или дурно обращался с ним. Таким образом, терапевт должен помочь пациенту определить границы ответственности. 

И.Ялом. Э.П.

MSMW

Если до сих пор джаз банда с названием адвокатской конторы только претендовала на звание группы с самым длинным именем, то после присоединения к ней гитариста Джона Скофилда они могут поставить на этом пункте жирную галочку. Medeski Scofield Martin & Wood выпустили новый живой альбом "In Case The World Changes Its Mind", объединяющий треки из "Out Louder" MMW и "A Go Go" Скофилда. Результат прекрасен:




Будущее vs прошлое

Заслуживает внимания тот факт, что слово "воля" (will) имеет двойной смысл: с одной стороны, оно ассоциируется с решением и решительностью, с другой – указывает на будущее время: "Я-таки сделаю это (I will do it) – не сейчас, но в будущем". Любой терапевт согласится с тем, что психотерапия успешна постольку, поскольку она позволяет пациенту изменить свое будущее.

(...)

Будущее (наше нынешнее представление о будущем) не в меньшей степени, чем прошлое является мощным детерминантом поведения, а концепция будущего детерминизма вполне выдерживает критику. Такая вещь, как "еще нет", оказывает значительное влияние на наше поведение. Внутри человека – и на сознательном, и на бессознательном уровнях – существует ощущение задачи, идеальное "я", множество целей, к которым человек стремится. знание о своем предназначении и конечной смерти. Все эти конструкты простираются в будущее, однако они сильно влияют на внутренний опыт и поведение.

И.Ялом. Э.П.

понедельник, ноября 14, 2011

воскресенье, ноября 13, 2011

5 x 2

Arkhangelsk

Оказывается Архангельск вдохновил в новом веке не только БГ. Альбом с идентичным названием вышел и у французского трубача Эрика Трюффаза (не уверен в правильности произношения).
Судя по его дискографии, из Архангельска Эрик отправился в Париж, оттуда в Мексику, затем в Индию, где под влиянием неизвестных грибов застрял в In Between.*


Миша, это люди или природа?

* между ними (анг.)

3 довода

Вдогонку потребительскому бойкоту и разговору о ценах на товары в Израиле относительно других западных стран. Израильский “The Marker” опубликовал диаграммы сравнения цен на некоторые товары в переводе на шекели* (белые цифры внутри зеленых столбиков) и на рабочие часы (красные цифры в кругах с флагом).

Case #1: упаковка из 6 банок кока-колы

2531203999

Case #2: пачка спагетти “Barilla”

1995313937

Case #3: Galaxy tab 10.1, 16Gb

3460743758

* 1$ = 3.71 шек

Из переписки

[19:09:23] shultsа: пежо 206
[19:09:27] shultsa: это круто
[19:09:31] Vova Sh: ей уже 11 лет
[19:09:38] Vova Sh: скоро бар мицва
[19:09:52] shultsa: это я как понимаю в мир иной
[19:10:04] Vova Sh: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%80-%D0%BC%D0%B8%D1%86%D0%B2%D0%B0_%D0%B8_%D0%B1%D0%B0%D1%82-%D0%BC%D0%B8%D1%86%D0%B2%D0%B0
[19:10:14] Vova Sh: отнюдь
[19:10:40] shultsa: а семен семеныч
[19:10:44] Vova Sh: о!
[19:10:51] shultsa: бар мицва говоришь
[19:10:56] Vova Sh: ага
[19:10:59] Vova Sh: 13
[19:11:05] Vova Sh: если мальчик
[19:11:15] Vova Sh: я до сих пор еще не определил
[19:11:40] shultsa: пежо 206
[19:11:43] shultsa: ну
[19:11:49] shultsa: наверно он
[19:12:02] Vova Sh: пожалуй Ж, так как ЖО
[19:12:24] Vova Sh: надо будет проверить под капотом
[19:12:48] shultsa: да уж
[19:12:51] Vova Sh: пошуршать рукой

Яд ваШем

Сегодняшнее еженедельное рабочее совещание проводили на выезде – в иерусалимском музее Холокоста  “Яд ваШем”. Нам  представляли программу, построенную для детей нашего проекта. Для русскоязычных подростков, не знакомых с Х., очень сложно переключиться с пост-советского восприятия 2й Мировой Войны (трагедия и подвиг советского народа) на парадигму Холокоста (катастрофа европейского еврейства). Даже после года в Израиле им не всегда удается сочетать национальную гордость за победу над нацистской Германией и освобождением СССР с ужасом и беспомощностью  Х.

IMG_1242

IMG_1244

IMG_1246

IMG_1247

IMG_1248

IMG_1249

Среди увиденного и услышанного мне очень понравилась “Комната больших вопросов” - мультимедийная аудитория, с расположенными по кругу компьютерными точками, каждая из которых представляет на экране монитора список основных вопросов, возникающих у каждого, кто задумывался хоть раз о Холокосте.

Например*:

- Как обычные люди способны превратиться в убийц?

- Почему союзники не бомбили лагеря смерти?

- Чем объясняется молчание церкви во время Х?

- Как Х. мог произойти в культурном обществе?

- Мог ли Холокост произойти без Гитлера?

- Могли ли евреи избежать своей участи?

- Где был бог во время Х.?

- Есть ли какие-то ограничения на представление Х. в искусстве?

И еще пару.

Вам предлагается кликнуть мышкой на любой вопрос из списка и послушать ответы на него историков, философов, писателей и духовных лиц. Немалая часть из которых выжили в Х.  Вам также предоставлялась возможность выбора кого из специалистов слушать.

Я выбрал первые 4 вышеуказанных вопроса. За двадцать пять минут я успел послушать по 1-2 ответов на каждый из них. Ответы в целом меня удовлетворили. Чего не могу сказать об обсуждении, последовавшим сразу после этого. Ведущий, с русскими корнями и экзотическим именем Фред интересовался себя гораздо больше, чем мы. А жаль, так как вопросы настраивали на дискуссию. Да и времени на нее совсем не оставалось.

 

* формулировки не точные, вопросы шли в случайном порядке